В нынешнее время такие слова, как "творчество" и "креативность" прочно вошли в нашу речь. Для многих родителей воспитание в ребенке "творческой личности" превыше всего. Немало благоприятствует этому и волнение вокруг "детской креативности" в индустрии развивающих игрушек и отдыха).
Большинство наборов для творчества предполагает некую работу, которая направлена на видимый результат, продукта (такую деятельность в психологии называют продуктивной). Дети могут при помощи содержащихся в наборе материалов, инструментария и инструкции изготовить какой-то собственный продукт. Среди них есть всевозможные наборы для изготовления вещиц из глины и гипса, наборы для детского творчества из ниток, бисера, заготовки для создания своими руками украшений.
Наборы для рисования и лепки ребятам очень важны. Эти виды деятельности - это традиционная творческая деятельность для детей, где ребенок может самостоятельно придумывать, фантазировать и воплощать свой замысел в материале. Случается, что, лежащие на витринах наборы нередко не требуют вообще фантазии, а предполагают выполнение инструкций. Занятие с такими материалами вообще не требует никакого собственного креатива.
Хорошим разнообразием могут похвастаться наборы для детского творчества вроде "смоделируй и раскрась". Большинство творческих наборов предполагает заливку материала в специальные формы для создания соответствующих статуэток, барельефов или просто кирпичиков. Краски обычно не входят в комплект. Попадаются еще и наборы для творения рамочек для фото или магнитов на холодильник.
Очень привлекательными девочкам являются наборы для детского творчества – смастерить украшения своими руками. А еще в большом количестве существуют наборы для шитья. В комплект входит все необходимое для поделок - разных, смастеренных своими руками игрушек – мягких игрушек и кукол, аксессуаров для дома (подушек, прихваток, фартуков). Помимо этого встречаются наборы для вязания, плетения из бисера, создания тканой картины ("гобелены").
Наборы для детского творчества в первую очередь обязаны не только ставить какую-либо задачу ребенку (изваять, вырезать, сшить и пр.), т.е. выучить детей разным умениям, эти наборы обязательно должны обладать таким важным признаком для творчества, как открытость, вариативность для иных действий. , чтобы ребенок смог воплотить в жизнь и свою задумку, не ограничивая себя поставленной задачей.
Детскому творчеству посвящены статьи и книги тысяч российских ученых. Определяя творчество все ученые сходятся в одном: детское творчество – такая деятельность, в результате которой в руках ребенка рождается нечто по-настоящему новое. Конечно, не объективно новое, т.е. чего до сего дня никогда и нигде не существовало, а новинка для самого ребенка. Среди признаков, что стимулируют развитие творческого начала вашего чада, описывают следующие
- ситуации открытости и незавершенности. Жестко заданные и жестко контролируемые задачи ограничивают ребенка.
- разрешение и поощрение большого количества вопросов детей.
- стимул самостоятельных поступков, т.е. желаний создавать своими руками. А стереотипные действия, напротив, негативно влияют на развитие творческих способностей малыша.
Первые ростки творческой жизни ребенка рождаются не в материальном мире, а в игровых ситуациях. Создание новых образов, тем, сочетаний слов - все это признаки детского творчества. Ранними проявлениями творческих способностей являются замещения в играх, т.е. идея малыша заменить в игре одно другим. К примеру, брать карандаш или ручку в качестве вилки, или ложки, или паровозика. Когда ребенок 2-3 лет придумывает такой образ сам - это истинное творчество. Короче говоря, настоящая сюжетная игра - это и есть проявление детского творчества.
Позже, у пятилетних, творчество проявляется в продуктивной деятельности – а конкретно в том, что и как ребенок раскрашивает, лепит, организует игровое пространство. Вот для чего именно и понадобятся разнообразные наборы для детского творчества. Новая возможность позволяет ребенку изготовить кое-что новое, сосбтвенное. Изготавливая оригинальные предметы - будь то рисунок на стекле, или тарелка для росписи, или горшок, сделанный на гончарном круге – малыш ощущает себя настоящим автором и переполнен гордости.
Немаловажным для малыша является помощь его родителей в изготовлении нового набора для творчества. Наборы для детского творчества - это великолепный повод для совместной деятельности и общения детей с родственниками. Взрослые должны знать, что часто сам ребенок не может справиться с тем, что дано в руководстве. При этом даже если основным создателем картины или скульптуры является взрослый, а ваш ребенок лишь сидит около и внимает, ребенок так или иначе ощущает свою причастность к вышедшему действию и считает себя его автором.